Saturday, October 18, 2014

Загадки в эстонском фольклоре

Загадка - это краткое иносказательное поэтическое описание живого существа, предмета или явления, опирающееся на их наиболее своеобразные признаки. Каждая загадка содержит в себе задачу: отгадать какое существо, предмет или явление кроется за данной характеристикой. Загадка состоит из двух частей: вопроса и ответа. Загадка - это самостоятельный фольклорный жанр малой формы. В эстонском фольклоре существуют загадки, общие с загадками родственных народов - финнов, карелов и т.д., а также ближайших соседей - русских и латышей.

Древние эсты считали, что если в определенное время года загадывать и разгадывать загадки, то это оказывает некоторое магическое воздействие, в частности, на приплод скота. Загадыванием загадок занимались в осенне-зимний период, обычно по вечерам в черверг и перед самым Рождеством. Ближе к весне загадками не занимались. Существовало поверье, что в доме, где загадываются загадки, не теряются ложки, т.е. не переводится пища. В магическую силу загадывания загадок верили финны, латыши, украинцы, белорусы и др.
 
В зимние вечера, перед тем, как зажечь в доме свет, по всей Эстонии было принято сумерничать, особенно по четвергам, поскольку четверг считался как бы полупраздником. В темноте, кто лежа на постели, кто сидя, задавали друг другу загадки. Если в деревне была корчма, то и там на досуге собирался народ. Мужчины потягивали пиво или водку, пели, играли в карты и взаимно задавали загадки. До нас дошли отдельные сведения о разгадывании загадок во время церемонии сватовства. Родители невесты предлагали жениху загадку: ответит правильно - отдадут ему дочь, не ответит - пусть пытает счастье в другом месте. Желанному жениху, как известно, предлагали загадки попроще.
 
В XIX веке увлечение загадками распространилось в ученической среде сельских школ. В холода многие учащиеся с отдаленных хуторов оставались ночевать в школе. Перед сном, в теплой спальне, дети забавлялись загадками и сказыванием народных сказок. Здесь выкладывали все услышанное дома, в пастушках, и ночном.
 
Запрета на загадки среди эстонцев в общем не существовало. Кое-где не было принято заниматься этим по воскресеньям. Местами полагали, что увлекаться загадками поздним вечером - тоже не к добру, можно накликать нечистого. Л.юди, знающие много загадок, повсеместно пользовались почетом, на долю же недогадливых выпадало немало насмешек.
 
В рукописных собраниях эстонского фольклора насчитывается около 100 тысяч текстов загадок. Творцами эстонской загадки было крестьянство, поэтому ее объектом чаще всего становились близкие крестьянину предметы и явления.
 
Больше всего типов загадок посвящено ветряной мельнице, прялке, колодцу, бороне, плугу, ружью, решету, например: Черт о трех ногах с железными зубами (прялка); Бык сер, рога врозь, всю волость схватит, приход в середку посадит (ветряная мельница).

Много загадок сложено о домашних животных - о лошади, корове, собаке, кошке, курице, петухе, например: Рог из кости, борода из плоти (петух); Горячий камень под амбаром лежит (вымя коровы).
 
Объектом загадки могли стать человек, части его тела, его одежда, а также живая и неживая природа, например: Мужик в лес идет, а живот домой глядит (икры); Лошадь ржет на Хийумаа, голос до нас доносится (гром).
 
 Благодаря краткости и поэтической образности загадка легко запоминается. В силу этого до нас дошли образные описания старинных построек, орудий труда, утвари, одежды и проч.
 
 
Эстонский фольклор / АН Эстонской ССР. - Таллин : Ээсти Раамат, 1980.
 
 
 
 
 

No comments:

Post a Comment